Константин Стешик
представляет круг минских молодых драматургов, вдруг, без особого веления свыше
или извне, возникшего в тоталитарной Беларуси. О феномене молодой белорусской
пьесы сегодня звенит вся Восточная Европа. О минском движении новой пьесы
«Свободный театр» знают все театральные активисты. Костя Стешик – один из
«Свободного театра». Блестяще слышащий драматургию повседневных диалогов,
ломаную логику человеческого общения, Стешик развивается очень интересно. К
сожалению, ему сегодня более всего не хватает широкого дыхания в драматургии:
пока он мыслит одноактовками. Сперва это были злые псевдохармсовские страшилки.
Потом начался период «любовной лирики», остроугольной и нервной, как у
Маяковского - как в полуабсурдной пьесе «Мужчина. Женщина. Пистолет», получившей
II премию на «Евразии-2005». Затем Стешик взялся за
постмодернизм и иронию, как в пародийно-фрейдистском истолковании сказки
«Красная шапочка». Его драматургический почерк меняется каждый год, он даже
выдумал, в сущности, новый стиль оформления пьесы, для драматургов компьютерного
века: убрать пресловутое «кто говорит» из начала строки и обозначать Его реплики
курсивом, а Ее - простым шрифтом. Так у Стешика написана не одна пьеса. Мне это
кажется необычайно остроумным.
О чем пишет Стешик? О
подвижках человеческого сознания, о драматургическом пути человеческой
эмоции в диалоге с самой собой и решениях поменять свою жизнь
кардинально, о любви мужчины и женщины, похожей на кровопролитную войну
полов. Хороший диалогист, слухач, мучающаяся неспокойная натура, Костя
Стешик описывает внутренние процессы человеческой психики, в ее
современном состоянии – раздробленной, рваной, капризной, агонизирующей.
Его мир хрупок и трагичен, как жанр элегии – пика он достигает в «Сценах
из жизни», одной из самых цельных пьес Стешика.
Постоянно уходящий в себя,
сумрачный драматург, кажется, имеет сложности в общении с миром. Но это
иллюзия. Одна из самых удивительных потаенных сторон Стешика – умение
убеждать. Он не просто драматург, он еще и организатор драматургического
процесса. По крайней мере, я знаю двух драматургов, которых пьесы
заставил писать именно Стешик. Что он им говорит и сулит, это загадка,
но речь его, очевидно, горяча. Если бы он не занялся драматургией, он
был бы радикальным священником – вот это уж точно.
Павел Руднев, театральный критик